Логин
Пароль
запомнить меня
Забыли пароль Регистрация
Главная О нас Акции Помощь (FAQ) Онлайн Бронирование Как оплатить Авиабилеты Форум и община Контакты
Поиск отеля
Выберите город:

или Название отеля:

Дата заезда:

Дата выезда:

Цена:










Тайланд Форум Таиланд

Часовой пояс: UTC + 7 часов

Список форумов RSS FAQ по форуму Галерея Поиск

Старые добрые времена... становление туризма.

Открытый форум для любого общения. Здесь все темы которые не попали в другие форумы и обсуждения всего чего угодно.

Старые добрые времена... становление туризма.

Сообщение Abo Kor 24 сен 2013 18:55

Может кто то улыбнется, вспомнив старые времена и увидев знакомые фамилии.
Может кто то подчерпнет что то новое...
Статья от 2004 года -))
Конечно, есть некоторые ошибочки... но, интересно прочесть
-----
Архив Туринфо
История туризма в деталях

№ 42 (415), 26 октября - 2 ноября 2004 года

Изобретения золотого века

Точнее всего период 1994—1997 годов, которому мы посвящаем нынешнюю публикацию, можно определить словами «поиск» и «становление». Туристический рынок в это время совершенно хаотичный, неструктурированный — все пытаются делать все сразу, — но на редкость динамичный, устремленный вперед. Турфирмы растут как грибы, только в Москве на начало лицензирования туристической деятельности в 1994 году насчитывается не менее 2 тыс. компаний, а это примерно половина всего их числа по России. Ситуация для развития бизнеса исключительно благоприятная: в стране растет и покрывается жирком прослойка состоятельных людей, которые могут и хотят красиво отдыхать, а предпринимательская свобода турфирм пока ничем особенно не ограничивается, кроме их собственных финансовых возможностей и амбиций. Это время не просто решительных, а прежде всего творческих людей. Время больших денег и больших открытий.
Между тем, несмотря на юный возраст российского туризма, в нем уже идет смена поколений. И даже просматривается некий конфликт отцов и детей. Действительно, старичкам-лидерам вроде «Розы Ветров» все труднее соперничать с таким, например, напористым и технологичным юниором, как «Светал». К тому времени, когда «Светал» только начинает, у «Розы» за плечами уже 6-летний опыт работы, причем в совершенно другой экономической среде, в которой фактически не было конкуренции, свои стереотипы, которые мешают адаптироваться к современным условиям. В фирме уже накопилась усталость, энтузиазм падает, люди привыкли к хорошим и довольно легким заработкам. Сергей Зенкин понимает, что с таким багажом фирма долго не протянет, и решается на беспрецедентный — до сих пор! — шаг. Он увольняет всех сотрудников, тратит почти 50 тыс. долларов на разработку новой концепции развития, консультации психолога, заново набирает штат — и начинает новую жизнь. Фирма в середине 90-х по-прежнему среди самых известных и влиятельных. Среди имен, которые звучат в это время особенно громко, — MITS, «Ультрамар Экспресс», «Ланта тур», «Мосинтур», «Инна Тур», «Москва Тур», «Айрин». В 1992 году только появилась на свет «Натали турс», в 1994 м — «Тез тур», и никто пока не догадывается, какую роль они сыграют на рынке. Потому что у середины 90-х совсем другие герои.

Второе открытие Турции
93-й год — самый разгар шоп-туризма. Очень благодарное, но крайне утомительное занятие, к тому же нередко просто опасное для здоровья. И вот одному человеку приходит в голову простая мысль возить людей и грузы отдельно. Идея карго, вне всякого сомнения революционная, сразу вознесла ее автора Александра Дворянского и его компанию «Бегемот» на вершину туристической славы. Наверное, не было в 94-м году в России турфирмы более известной, чем «Бегемот». Она действительно гремела по всей стране — во многом благодаря еще и очень грамотной рекламе. По словам Александра Дворянского, фирма в первые три-четыре месяца провела массированную рекламную кампанию на телевидении, в прессе — на сумму порядка 200 тыс. долларов. Удар был настолько сильным, что потом достаточно было давать просто информационные сообщения, ставить щиты в городе. Компанию знали, ей доверяли, причем даже и потом, когда она уже сошла со сцены. Тогда же мало кто действительно мог сравниться с «Бегемотом» по объемам — еженедельно она отправляла в Стамбул 12—16 самолетов Ил-86, правда, из них лишь половину составляли клиенты компании, остальное распродавалось в виде билетов другим фирмам.
В середине 90-х, когда интерес к шоп-турам стал падать, компания решила заниматься еще и отдыхом, однако этот бизнес у нее откровенно не пошел, компания начала «сдуваться». На рынке считают, что реальной причиной ослабления могучего «Бегемота» стали долги, наделанные во времена шоп-туров, и темное происхождение фирмы. Сам Дворянский уверен, что не надо было компании в 95-м году увлекаться многопрофильностью и брать сразу широкий спектр направлений: не было тогда не только финансовых средств для такого роста, но и просто специалистов, которые могли бы эти направления развить. «Мы жили на свои деньги, — утверждает сейчас создатель «Бегемота», — и в какой-то момент их просто перестало хватать. А что касается «темного происхождения», то я сам же эти слухи и распускал. Бизнес, связанный с растаможиванием грузов, слишком опасный, таможенные правила такие, что просто невозможно работать вбелую. Здесь конкуренты серьезно душили друг друга, так что слух о солидной «крыше» — не блажь, а суровая необходимость». Возможно и еще одно объяснение. Руководителю «Бегемота» был интересен не столько туризм, сколько возможность заработать. Туризм был выбран только потому, что тогда реально приносил деньги. А когда настало время заниматься рутинным делом, созданием турпродукта, интерес пропал сам собой.
Магия больших денег, которую принес с собой шоп-туризм, была столь завораживающей, что только самые дальновидные руководители турфирм понимают, что рано или поздно этот период кончится и придется придумывать что-то новое. А новое, как известно, — хорошо забытое старое. Фирма «Светал» в 1993 году впервые отправила туристов в Турцию не за покупками, а на отдых. Анталья, тогда еще почти деревня, поразила наших туристов своим климатом и... роскошью, хотя ни о каких пятизвездочниках и речи быть не могло — предлагались в основном средние «трешки». Турция — это голые манекены, баулы, грязные улицы после шумного торгового дня. Даже те, кто проработал не один год в туризме, не предполагали, что здесь так развита индустрия отдыха. Не знали этого и решительно не хотели ехать в Анталью и первые туристы: вот Франция, Канары — понятно, а что такое Анталья — нет, так что уговаривать пришлось почти всех. В первый год «Светал» отправил 2300 человек, на следующий — уже почти 6 тыс. Масштабы отдыха наших в Турции в те времена легко представить по таким цифрам: в 1995 году «Светал» обрадовал агентства новостью, что увеличил свои квоты с 9 отелей до 15!
Все это в любом случае капли по сравнению с тем потоком, который едет тогда на Канары. В 1994 году спрос на них значительно превышает предложение турфирм. Сюда никого уговаривать не приходится, хотя причина, по которой наши граждане воспылали любовью к этим островам, до сих пор остается загадкой. Не знает ее и Валерий Шагин, глава компании MITS, который еще в 1992 году вместе с компанией «Интуртранс» первым из российских операторов отправил группу туристов на Тенерифе. Затем будут чартеры разными авиакомпаниями и на Гран-Канария, и комбинированные туры, неизменным будет высокий спрос, хотя стоил тур совершенно сумасшедших по тем временам денег — 560 долларов. И народ с трудом представлял, где это находится, — многие были уверены, что это острова в Карибском море. Скорее всего, своей известностью Канары обязаны советским морякам, которые во время стоянок их кораблей в порту Лас-Пальмас любили заходить в местный магазин с названием на русском языке «Товары для моряков». Так или иначе, но в середине 90-х «малиновые пиджаки», как тогда называли российских нуворишей, считали просто необходимым «отметиться» на этих островах. Основной поток делили между собой MITS и Ultramar Express, российская фирма, 99% акций которой принадлежало международному туристическому концерну TUI.

Узкий круг революционеров
Еще одно массовое направление этого периода — Кипр. В 1994 году «Академсервис» становится генеральным агентом «Аэрофлота» на этом направлении и фактически монополизирует его, хотя большого опыта работы именно с этой страной у компании нет и сбоев в виде постоянной замены отелей в то время было достаточно. Тем не менее все операторы вынуждены отправлять своих туристов через него. Кипр в значительной степени стал основой будущего могущества этой компании. Только в 1994 году компания, по словам ее генерального директора Игоря Зворыкина, отправила 10 тыс. туристов. К 95-му году «Академсервис», организованный в начале 90-х несколькими студентами МГУ, из небольшой фирмы по приему превратился во влиятельного оператора по выездному и въездному туризму. Компания прибавляет к своему ассортименту все новые страны, растет структурно, ведет активную рекламную и имиджевую политику. И задумывается о создании собственной сети агентств. Все это абсолютно нетипично для российского туррынка — никого пока вообще не волнует разница между оператором и агентом. Никому и в голову не приходит выбирать — все просто работают «всеми сразу». И только единицы задумываются о необходимости специализации. С идеей создавать агентские сети еще в 1993 году выступает Сергей Зенкин, но совершенствует и ставит на поток ее Игорь Зворыкин, создав первую сеть франчайзинговых агентств. Такой системный подход к построению бизнеса — серьезный прорыв на рынке.
Однако безусловным лидером этого периода была все-таки компания «Светал», созданная Светланой и Александром Головачевыми. Это один из первых, очень удачных опытов создания семейного бизнеса на нашем рынке. Оба были равно уважаемы в профессиональной среде, но Александр Головачев был настолько ярким и талантливым бизнесменом, что еще при жизни стал легендой. В отличие от большинства других участников рынка, которые нередко просто плыли по течению, занимаясь или тем, что получается, или тем, что само идет в руки, он с самого начала выстраивал свой бизнес всерьез и надолго. Этапы развития его компании — это этапы развития всего турбизнеса. Он проложил дорогу очень многим начинаниям. Первая собственная цепочка в Стамбул, в Анталью, Даламан, затем — в Португалию, на Бали, Пхукет. Первые каталоги — тоже «светаловские». В некоторых фирмах их до сих пор хранят как образец. В 96-м году, когда многое еще делалось буквально «на коленке», Головачев задумывался о комплексной автоматизации бизнеса и только из-за опасений, что будут проблемы с адаптацией, купил не суперсовременную и дорогую немецкую программу SAP, а «Мастер тур».
Перед тем, как начать новое направление и чартерную программу, он обязательно просчитывал на бумаге, при каком объеме или каком блоке она окажется рентабельной. Он лично отсматривал десятки отелей и курортов. Эта абсолютно понятная практика многим тогда казалась — и кажется сегодня! — ненужной роскошью. По словам Людмилы Пучковой, главы компании «Ланта-Тур-Вояж», Головачев дал рынку прежде всего идеологию бизнеса. Он же первым показал рынку, который пребывал еще в зачаточном состоянии, что надо осваивать свои направления, искать свою нишу. Совершенно сознательно эта компания дистанцируется от розничной продажи, сосредотачиваясь на операторской работе: если в 1993 году почти 90% туров компания продает сама, то в 1995-м прямые продажи составляют уже менее 20%.
Но главное, что принес «Светал», — это системный подход к бизнесу. При разработке турпродукта, убеждал Головачев своих сотрудников, не может быть хорошей программы с плохими гостиницами или слабым перевозчиком. Не случайно главную ставку в перевозке «Светал» сделал на «Трансаэро», вторую после национального перевозчика авиакомпанию страны. Так же, как нельзя, говорил он, рассчитывать на успех хорошей программы без серьезной рекламы. Он одним из первых среди операторов начал проводить планомерную рекламную кампанию на ТВ, создавать витрины-выставки в дорогих магазинах — в 1996 году годовой рекламный бюджет компании составлял 7 млн долларов!
Так и хочется продолжить эту радостную линию еще каким-нибудь примером, но не получается. Середина 90-х — время не только ярких начинаний, но и первых заметных провалов на туррынке. Зимой 95-го года не могут вернуться из Таиланда туристы компании «Делекс», одновременно исчезает ее директор Алексей Шулепов. Фирма немаленькая, за сезон-94 отправила 10 тыс. человек в разные страны. Поднимала собственные чартеры в Таиланд, денег их оплатить не хватало, приходилось занимать у банков и сразу же погашать предыдущие задолженности. Благодаря хорошим отношениям с руководителями авиакомпаний разрешение на чартеры «Делекс» неизменно получал. В итоге к зиме 1995 года накопилось 2 млн долларов долга, из них половина — проценты. История закончилась очень грустно — Шулепова нашли мертвым на собственной даче. А зимой 1996/97 года исчезает с деньгами клиентов директор компании «Турэкспресс». С этого момента в течение нескольких лет аферы с таиландскими чартерами будут пугающе регулярными.

Четыре квадратных метра
Когда весной 93-го года Ирина Кочеткова, представитель международной компании ITE, обратилась к руководству турфирм с предложением поучаствовать в первой туристической выставке в Экспоцентре, ее мало кто услышал. Понадобилось вмешательство газеты «Туринфо», настойчивая реклама, чтобы к зиме стало очевидно, что выставка — дело очень своевременное и нужное. Посыпались желающие, но было уже поздно: каталог сверстали, площади распределили. В первой MITT участвовало всего 150 компаний, правда, из 50 стран мира. А следующая выставка соберет уже в 10 раз больше участников из 65 стран. Для российских фирм значение этих первых выставок трудно переоценить. Действительно, оказалось, что можно вот так, у себя дома, за доступные деньги — 170 долларов за кв. м — собраться вместе, посмотреть на конкурентов, пообщаться с иностранными партнерами. Для иностранцев выставка тоже стала открытием, ведь все они знали только «Интурист» и «Спутник», а здесь совершенно официально можно найти массу других, не «левых», вполне легальных компаний. Хотя, конечно, представительности у стендов большинства наших фирм было еще очень мало — так, стандартные четыре квадратных метра. Самый «креативный» стенд оказался у компании «Ванд Интернешнл» — офис от основной площади у них был отделен дуговой панелью. Самым крупным заказчиком оказалась «Роза Ветров» — 40 кв. м, которые в последний момент покрыли экстравагантным ковром, затканным розами. Потом будет эпоха ярких стендов, операторы начнут состязаться в этажности и замысловатости архитектурных решений, а сейчас все еще только зарождается.

Накануне
Здесь можно было бы и окончить повествование об этом замечательном во всех отношениях времени. Тем более что впереди не менее удачный 97-й год с хорошими заработками, новыми планами и новыми героями. Но жизнь, как известно, богаче наших о ней представлений. Если бы знать, что там, за поворотом... А там — совершенно нелепая и несвоевременная смерть Александра Головачева, по какой-то трагической случайности происшедшая именно в День туризма, 27 сентября 1997 года. Он умел в бизнесе все просчитывать до последних мелочей, но свои собственные силы рассчитать не смог. Обширный инфаркт. Его последними словами были: «Сердце рвется...» Смерть Александра Головачева станет началом конца самой успешной и грамотной компании, возникшей к тому времени на нашем туристическом рынке. И в каком-то смысле подведет черту под всей этой эпохой штурма и натиска, когда клиент был готов ехать куда угодно и за какие угодно деньги. Золотой век туризма закончился. Впереди кризис 1998-го, который серьезно изменит расстановку сил на рынке.



В ноябре 1996 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Над ним в течение 4 лет, с 1992 года, работала группа руководителей Комитета РФ по туризму, экспертов Комитета по культуре Верховного Совета РФ, туристических ассоциаций. Историческое значение этого закона прежде всего в том, что он впервые в российской практике определяет пути государственного регулирования туристской деятельностью. Комитет РФ по туризму отныне получил право вмешиваться и требовать, чтобы с ним согласовывали изменения таможенных правил, паспортного режима – всего, что затрагивает интересы турбизнеса. В том числе требовать прямых бюджетных ассигнований на разработку целевых федеральных программ.


«Туринфо», 26.10.2004
- Я добрая фея!
- А почему с топором?!
- Как мало ты знаешь о добрых феях...
Аватар пользователя
Abo Kor
VIP
 
Сообщений: 4403
Фото: 74
Зарегистрирован: 29 апр 2004 16:46
Откуда: *ХДЕ Я????*



Похожие темы


Вернуться в Курилка на www.ethai.ru

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Правила \ Правообладателям

Все тексты, изображения, аудио и видео опубликованные на данном сайте и его сабдоменах являются собственностью их создателей. Любое копирование, использование, хранение и репродукция запрещены. Администрация сайта может не разделять точку зрения авторов статей.

Ivan-Susanin.com © 2018 г.
Все права защищены.
Реклама на сайте Пресса и медиа При поддержке PHPBB
Тайланд Отзывы о Таиланде Фотографии Тайланда Цены Форум Таиланд Дневники Прогноз погоды Где купить?

Здесь находится аттестат на   шего WM идентификатора 000000000000
Проверить аттестат

Мы в:
Класс!

оплата   кредитными картами